Купол храма

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Тропарь Владимирской Божией Матери
Храмовая икона Владимирской Божией Матери
170003, г. Тверь, Санкт-Петербургское шоссе, д. 4, корп. 2. Тел.: 8(4822)55-24-50, 8-904-012-79-96, e-mail: vladimirskaya1904@ya.ru
Наши реквизиты: ОАО АКБ «ТГБ», г. Тверь, р/сч 40703810000000000562, к/сч 30101810100000000790, БИК 042809790
в ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской обл. Православный приход Владимирской церкви ИНН/КПП 6902036415/690201001
Главная страница
Венчание
Соборование
Вступающим в повторный брак
О схиарх. Виталии (Сидоренко)
Вечная память
авторы
статьи

Тропарь Преображению Господню, гл. 7:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами, Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Тропарь св. ап. Андрею Первозванному, гл. 4:
Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашым велию милость.

Слава:
Тропарь о умножении любви, гл. 4:
Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя, и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

И ныне:
Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, гл. 4:
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о пречудная Владычице Богородице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

Кружок православной журналистики "Фаворский свет"
в честь св. ап. Андрея Первозванного при Владимирской церкви Твери

21.08.2013,
попразднство Преображения Господня

Кнопка переходаНовикова Татьяна Аристарховна
Фотографии Мироновой А. В.

Новикова Т. А.Храм Преображения Господня
Патриаршего подворья
в Переделкино:
"Добро нам всегда бытии под кровом благодати Твоея"

Великий праздник Преображения Господня. Читаю акафист празднику:

Иисусе, Солнце Правды,
силою и правдою облеки нас,
в сени смертной спящих.
Иисусе, Превечный Боже,
добро нам всегда быти
под кровом благодати Твоея.

И вспоминается наша первая паломническая поездка в Переделкино, в храм Преображения Господня. Тогда мы читали этот акафист в электричке и для меня было удивительно, что, оказывается, можно сосредоточенно молиться и в электричке – и никого это не смущает.

Это было в конце мая. В субботу мы были в библиотеке имени А. М. Горького на последнем занятии курсов церковно-славянского языка, которые вела замечательный преподаватель Светлана Олеговна Калинина. Светлана Олеговна рассказывала о своей поездке на остров Корфу к мощам святителя Спиридона Тримифунтского и попутно поделилась впечатлениями о паломничестве в любимое москвичами место – Переделкино, храм Преображения Господня. Да и не только москвичами – едут туда отовсюду «под кров благодати» Господней.

А в понедельник 28 мая раздался звонок Александры Викторовны: «Надо ехать! Батюшка благословил». Раз надо, значит, быстро собираемся и едем, хотя меня, например, это застало врасплох: «Как поедем? А где будем ночевать?» Поскольку всем хотелось попасть на Литургию в 8 часов утра, решили ночевать на вокзале в Москве.

И вот вечером того же дня мы уже покупаем билеты на Московскую электричку, отходящую из Твери в 20:35 и прибывающую в Москву в 22:58. Все в приподнятом настроении, впереди – что-то новое и неизвестное. Александра Константиновна с сияющими глазами рассказывает, что встретила в трамвае по пути на вокзал отца Дамаскина и попросила благословения на поездку. Батюшка спросил: «Куда собрались?». А она не знала точно, куда едем – куда позвали! Батюшка балгословил.

В электричке время за чтением молитв пролетело незаметно. К полуночи на Киевском вокзале купили билеты на раннюю электричку до Переделкино и прошли в здание вокзала в зал ожидания. О нашей ночевки на этом вокзале можно писать отдельный рассказ. «Пыточные» пластмассовые кресла сделаны как будто специально так, чтобы было невозможно уснуть, среди ночи нас всех вдруг решили отправить на улицу (из зала-то ожидания!!!), но Господь нас заступил, через Александру Викторовну… Но главное, никто не жаловался, все бодро и весело переносили эти превратности и даже возникло ощущение, что так и должно быть, паломничество должно быть с трудностями, что это подготовка к чему-то главному.

28.05.2013. 28.05.2013. 28.05.2013.
Вторую такую же ночь мы бы не выдержали...
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

… Пытаюсь задремать, снова открываю глаза. Александра Викторовна тоже просыпается, начинает фотографировать наших кое-как прикорнувших паломниц, зал ожидания, большую афишу Пасхального фестиваля на стене. Мы улыбаемся, понимаем друг друга без слов. Читаю молитвы – готовлюсь к Причастию.

28.05.2013.
Афиша Пасхального фестиваля на стене Киевского вокзала.
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Теплым и влажным весенним утром в 6:27 мы подъехали к Переделкино – это совсем близко от Москвы. Вышли из электрички, прошли вдоль состава, свернули направо и увидели кирпичные стены с какими-то сказочными воротами...

Сказочные врата...
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Прошли немного и вот перед нами открылся большой новый храм, очень красивый, со множеством «разноцветных кручёных" куполов, напоминающих московский храм святого Василия Блаженного.

28.05.2013.
Первый взгляд внутрь Патриаршей резиденции...
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Мы решили, что это и есть храм Преображения Господня, и начали читать тропарь Преображению. Александра Викторовна, конечно, знала, что храм Преображения Господня иной, но она была занята своим делом – фотографировала.

28.05.2013.
"Преобразился еси на горе, Христе Боже наш..."
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Потом мы узнали, что это новый храм благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Служат в этом храме редко, по большим праздникам.

Любуясь соборным храмом.
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Было еще рано. Мы шли вдоль ограждающих территорию Патриаршей разиденции ажурных терракотово-белых стен и зданий, ворот с мозаичными иконами Господа и Преподобного Сергия Радонежского ("иже добродетелей подвижник"), украшенных изразцами.

28.05.2013.
В этом корпусе расположен Центр православного наследия?

28.05.2013.28.05.2013.28.05.2013.28.05.2013.
Ворота и мозаичные иконы в них.

28.05.2013.28.05.2013.28.05.2013.
Изразцы.
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Подошли к храму Преображения Господня.

Спасо-Преображенский собор.
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Храм был еще закрыт и у нас было время осмотреться. Когда мы, наконец, вошли в таинственный сумрак храма, сразу вспомнилось время Ивана Грозного. Мы увидели два придела – апостолов Петра и Павла и великомученицы Варвары, и затем длинный узкий проход к главному приделу Преображения Господня.

Только после службы мы узнали, что рядом с главным приделом слева от него находится придел святителя Филиппа II (Колычева), митрополита Московского и всея Руси, который был сослан в Тверской Отрочь монастырь, где и принял мученическую кончину. А справа от главного придела находится пристройка, в которой устроена часовня чудотворной Иверской иконы Божией Матери, написанной на Афоне. Но это было потом.

28.05.2013. 28.05.2013.
Над Преображенским собором поставлено 5 куполов.
Пристроенный позже Филиппов придел увенчан трехглавием.

28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Началось богослужение. Было ощущение, что мы погружаемся в другое время, вернее, как и всегда на Литургии, времени просто нет, все рядом.

Поначалу от всех этих впечатлений да и от бессонной ночи у меня немножко кружилась голова и казалось, что временами выпадаю из реальности. Но потом это прошло, читали часы, ясный голос монахини повел за собой и стало легко.

Мне трудно описать подробно всё, что мы увидели и услышали, так как я очень волновалась перед Исповедью и Причастием, тем более в таком месте. Но главное чувство – не зря мы приехали, не зря ночевали на вокзале. Могу только повторить слова Александры Константиновны – она, вся светясь, говорила после службы: «Какая благодать! Какая благодать!».

Но еще одна незабываемая встреча была впереди, уже после трогательного молебна. Потрясенные всем происшедшим, мы могли бы и пройти мимо главной святыни храма – чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Сама Матерь Божия привела нас к уединенной как бы отдельной комнатке, уставленной иконами, где напротив входа – большой чудотворный образ Божией Матери. Нужно спуститься по ступенькам – и ты один, в тишине, наедине с Заступницей и Утешительницей. Икона поставлена так низко, что опустившись на колени и облокотившись на подставочку, ты припадаешь к персям Божией Матери и Матери всех нас. Хочется быть с Нею, нет сил оторваться... Никто тебя не потревожит – пока не выйдешь из часовенки, никто не войдет, будут терпеливо ждать, каждый понимает, как это важно...

Мы погладили рукой старинную железную дверь, поклонились храму.
Пообедав в павельоне-трапезной, отправились в обратный путь.

За трапезой.
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Еще раз посмотрели окрест: Спасо-Преображенский собор, рядом – строящийся крестильный храм в лесах, напротив – за высоким забором кладбищенский храм-часовня Воскресения Христова, привлекающий внимание своей звонницей, на север – братский корпус...

28.05.2013.28.05.2013.
Кладбищенский храм-часовня Воскресения Христова (слева)
и строящийся крестильный храм (справа).

28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Мы проводили взглядом батюшку, идущего к корпусу упругой походкой. Сегодня он приносил ВЕЛИКУЮ ЖЕРТВУ – совершал Литургию, молился о нас и о всех. Не спросили его имени. Господи, помогай Твоему служителю!

К братскому корпусу.
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Поспешили и мы, любуясь куполами Игоревского собора, к платформе Переделкино. Как много на Руси мест, куда хочется еще возвращаться...

28.05.2013.
Купола Игоревского соборного храма.
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

Все это встает перед глазами, когда накануне праздника Преображения Господня мы молим Бога об обновлении и преображении наших душ:

Иисусе, блистанием Фаворского Света Твоего
очистивый, яко снег, Твоя ученики,
очисти и обнови нас, потемненных.
Иисусе, Превечный Боже,
добро нам всегда быти
под кровом благодати Твоея.

17.08.2013.

Колонка редактора

Кружок православной журналистики при Владимирской церкви носит название "Фаворский свет" в честь праздника Преображения Господня. Поэтому сам праздник, Спасо-Преображенские храмы, иконы праздника нами особо почитаемы.

Этой статьей, публикуемой в попразднство Преображения Господня, мы начинаем серию статей о Спасо-Преображенских храмах.

+++

Несколько слов о Патриаршем подворье и Спасо-Преображенском храме в Переделкино (бывш. Лукино).

Расположенной на реке Сетунь деревней Лукино, а после постройки храма селом Спасское-Лукино владели разные лица:
- Сергей Ододуров,
- Иван Леонтьев, ловчий царя Алексея Михайловича,
- князья Долгорукие,
- графиня Варвара Петровна Разумовская,
- К. С. Ковалевская,
- барон Лев Карлович Боде,
- с 1853 г. его младший сын барон Михаил Львович Боде-Колычев, взявший двойную фамилию для сохранения рода Колычевых, одного из самых древних и знаменитых...
За Михаилом Львовичем имение наследовала супруга баронесса Александра Ивановна Боде-Колычева, дочь графиня Наталья Михайловна Соллогуб.

Барон Михаил Львович Боде-Колычев - православный человек, археолог, историк, коллекционер древностей, рукописей и книг, строитель и храмостроитель; служил в придворном ведомстве, был помощником начальника Оружейной палаты, членом и позже вице-президентом по постройке Храма Христа Спасителя; хранитель архива, составитель родословия и основатель музея Колычевых в усадьбе Лукино и зачинатель особого почитания святителя Филиппа II, митрополита Московского и всея Руси, который происходил из рода Колычевых и был канонизирован в 1852 г. - за год до вступления Михаила Львовича во владение усадьбой Лукино.

В Лукино ловчий царя Иван Леонтьев построил две деревянные церкви - в честь Преображения Господня и Иоанна Предтечи с приделом Воздвижения Креста Госпдня (ранее 1646 г.), князья Долгорукие - господский дом с плодовым садом, графиня Разумовская - одноглавый каменный Преображенский храм с каменной колокольней в стиле зрелого классицизма с двумя боковыми приделами в трапезной части: правым в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, левый - в честь своей Небесной покровительницы великомученицы Варвары (строительство храма 1815-1819, освящение - 1816, 1819 г.г.).

Барон М. Л. Боде-Колычев
перестроил усадьбу и храм в неорусском стиле (в русском стиле XVI-XVII в.в.), создав усадебно-парковый ансамбль – памятник рода Колычевых.

В усадьбе была устроена домовая церковь в честь святителя Филиппа над часовней-криптой Боде-Колычевых, куда были перенесены останки усопших отца и матери.

Михаил Львович к перестроенному им приходскому храму Преображения Господня пристроил в 1883-84 г.г. в память о митрополите Филиппе II в его честь второй северный трехкупольный придел (две главки имеют витые формы) с галереей-папертью.
Также был построен ныне не сохранившийся пятый придел в честь святителя Николая Чудотворца.
Им же был пристроен и притвор с часовей с южной стороны.

С того времени сохранились устроенные Боде-Колычевым (внутренний) портал главного входа, иконостас правого придела, царские врата главного придела, пожертвованные им особо чтимая икона Казанской Божией Матери и запрестольный резной крест красного дерева.

В богоборческие десятилетия храм не был закрыт, но в течение 10 лет до 1949 г. богослужения совершались нерегулярно.
В 1950 г. выполнены росписи храма, клироса в псевдорусском стиле.
В 1952 г. разоренная бывшая усадьба Лукино была предоставлена РПЦ для загородной Патриаршей резиденции.

С 1952 по 1975 г.г. храм Преображения Господня являлся подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
с 1975 по 1991 г.г. - подворьем Афонского русского монастыря вмч. Пантелеимона. В 1975 г. с Афона была привезена чудотворная Иверская икона Божией Матери, устанолвенная в часовне, пристроенной с южной стороны.
С 1991 г. храм является Патриаршим подворьем.

В июне 2012 года недалеко от Спасо-Преображенского храма освящен соборный храм в честь благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского, построенный по благословению почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на указанном им месте в честь св. блгв. кн. Игоря. Строительство было начато 20.01.2010.
На территории патриаршей резиденции создается Центр православного наследия.

СВЯТЫНИ храма Преображения Господня:
- чудотворный образ Спаса Нерукотворного (XVIII в.), принадлежавший первоначально князьям Долгоруким, подарен храму Святейшим Патриархом Алексием I (в алтаре),
- ковчег с частицами святых мощей, в том числе вмц. Варвары (в главном приделе перед солеей с левой стороны),
- напрестольное Евангелие в серебряном окладе с личной надписью святого праведного Иоанна Кронштадского (в алтаре главного придела),
- чудотворная Иверская икона Божией Матери со Святой Горы Афон (в часовне с южной стороны храма),
- мироточивая Иверская икона Божией Матери (в приделе апп. Петра и Павла),
- чтимая большая Казанская икона Божией Матери в 16-конечном "звездчатом" киоте, украшенном камнями (подобно киоту Почаевской иконы Божией Матери), пожертвована М. Л. Боде-Колычевым (на северной стене солеи главного придела),
- икона святителя Николая Можайского (в местном ряде иконостаса главного придела),
- икона святителя Филиппа II, митрополита Московского и всея Руси в резном киоте (в главном приделе на южной стене около селеи),
- икона святой блаженной Евфросинии (в миру – княжны Евдокии Григорьевны Вяземской, фрейлины имп. Екатерины II) Колюпановской (+ 3/16.06.1855), на которой святая изображена по-монашески сдержанно, украшена нимбом из светящихся камешков (в Филипповом приделе на северной стене),
- запрестольный резной крест красного дерева с латунными накладными образками святых и распятием, пожертвованный М. Л. Колычевым в 1825 г. (в алтаре главного придела),
- аналойные иконы Казанской Божией Матери и святителя Николая Чудотворца в серебряных окладах с эмалью (повешены в трапезной части храма).

28.05.2013.
На втором плане видно здание патриаршей резиденции - сказочный кремль-дворец, построенный М. Л. Боде-Колычевым.
28.05.2013. Фото Мироновой А. В.

ФОТО вверху слева: Новикова Татьяна Аристарховна любуется Игревским соборным храмом. Переделкино, 28.05.2013. Автор: Миронова А. В.

Список статей авторов
Кружка православной журналистики "Фаворский свет"

Опубликованные ранее статьи автора:
1). Новикова Татьяна Аристарховна. Мы любим нашу Воскресную школу. Фотографии Новикова И., Мироновой А. В. - Опубликовано 18.04.2013.
2). Новикова Татьяна Аристарховна. Крестик нашелся, или о том, как отец Тихон (Шевкунов) помог моей подруге Тамаре. Фотографии автора, Новикова И., Мироновой А. В. - Опубликовано 29.04.2013.
3). Новикова Татьяна Аристарховна. Радость общения. Фотографии автора, Новикова И. - Опубликовано 8.06.2013.
4). Миронова А. В., Новикова Т. А., Попова Г. Н. Святыни Тверской земли: Свято-Екатерининский женский монастырь (Тверь, 19.05.2013). Фотографии Мироновой А. В., Кутиной А. А. - Опубликовано 30.06.2013
5). Новикова Татьяна Аристарховна. 5-9.06.2013. Православная выставка в Твери: свет радости и любви встречи со святителем Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским. Фотографии Мироновой А. В., Корякиной Т., автора. - Опубликовано 16.07.2013.
6). Соборно: Миронова А. В., Калугина Н. И., Кутина А. А., Новикова Т. А., Семёнова А. К., Филатова А. В. 19.07.2013. Успенский собор г. Дмитрова: Поклонение кресту святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Фотографии Мироновой А. В. - Опубликовано 20.07.2013.
7). Соборно: Миронова А. В., Калугина Н. И., Кутина А. А., Новикова Т. А., Семёнова А. К., Филатова А. В. Троице-Сергиева Лавра: 1. Под благословением Преподобного Сергия. 2. Впечатления наших паломниц. Фотографии Мироновой А. В., Новиковой Т. А. - Опубликовано 20.08.2013.

Сервер 'Россия Православная' В начало страницы Яндекс.Метрика

"Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем" (псалом 5, стих 8)
Храм зимой (декабрь 2010 г.)
Фото: Владимирская церковь (декабрь 2010 г.)